Подход как расшифровать мексиканские пиктограммы

Артефакты древней америки, подход расшифровать мексиканские пиктограммы

Артефакты древней Америки, подход как расшифровать мексиканские пиктограммы

Артефакты древней Америки, поход расшифровать мексиканские пиктограммы

Расшифровка пиктограмм на каменных книгах

Рукописи не горят. Всё что здесь написано знает среднестатистический человек, закончивший среднюю школу. Я стою на плечах Атлантов.

Все культурное наследие в виде научных открытий, памятников культуры, древних артефактов принадлежит всему человечеству, современникам, нам с вами. То есть современники является носителями знаний.

Мексиканские артефакты

Как описать и выявить стереотипы?

Как подступиться к сложному? Описать свои стереотипы.

Что я вижу? Что я знаю из того что вижу? Что из того что вижу мне понятно? Есть ли понятия, которые я могу однозначно идентифицировать и объяснить используя свою культуру, в которой я нахожусь?

Поиск основы, точки опоры, общих понятий.

Используем структурно-логическую модель, описательную методологию «звезда в квадрате».

Методология - звезда в квадрате
Методология — звезда в квадрате

Выявляем подходы:

Области знаний, которые подходят для описания предмета

— геометрия евклидова

— физика, радио, волновая физика

— информатика

— кибернетика

— системотехника

— системный подход

— синергетический подход

— схемотехника, блок-схемы

— схемы управления

— математическая логика

— логико-семантический

Категориальный аппарат

Категория — предельно обобщающие понятия, базовое понятие, где есть чёткие определения — дефиниции и содержательно-смысловые единицы (теорема Гёделя о неполноте).

Дефиниции — [от лат. definitio определение] – краткое логическое определение, устанавливающее существенные отличительные признаки предмета или значение понятия — его содержание и границы. (Википедия)

Что я вижу: треугольники, линии, кривые линии, круги, овалы, ломанные и изогнутые линии, замкнутые и незамкнутые линии, пересекающиеся прямые, угол, дуга окружности, стрелки, схемотехники, голову человека в профиль

Линии — это геометрическая фигура, образованная множеством точек, последовательно расположенных друг за другом

Виды линий — прямая, кривая, ломаная, замкнутые линии, незамкнутые линии, самопересекающаяся линия.

Прямая линия

Прямая линия
Прямая линия

Кривая линия

Кривая линия
Кривая линия

Ломаная линия

Ломанная линия
Ломанная линия

Самопересекающаяся линия — это линия, которая пересекает саму себя в одной или нескольких точках.

Самопересекающаяся линия
Самопересекающаяся линия

Замкнутая линия — это линия, у которой начало совпадает с концом (концы соединены друг с другом). Самой простой геометрической фигурой, образованной замкнутой ломаной линией, является треугольник.

Треугольник
Треугольник

Самым распространённым примером замкнутой кривой линии является окружность.

Окружность
Окружность

Незамкнутая линия — это линия, у которой конец не совпадает с началом (концы линии не соединены друг с другом).

Незамкнутая линия
Незамкнутая линия

Пересекающаяся линия — две прямые имеют общую точку.

Пересекающаяся линия
Пересекающиеся линии

Параллельные прямые — две прямые называются параллельными, если лежат на одной плоскости и не пересекаются, сколько бы их не продолжали.

Параллельные линия
Параллельные линии

Ломанные линии — это геометрическая фигура, состоящая из последовательно соединённых отрезков, в которой конец одного отрезка является началом следующего. При этом соседние (имеющие общую точку) отрезки не должны лежать на одной прямой.

Ломанные линии
Ломанные линии

Самопересекающаяся линия — это линия, которая пересекает саму себя в одной или нескольких точках.

Самопересекающаяся линия
Самопересекающиеся линии

Отрезки, из которых состоит ломаная, называются её звеньями, а концы этих отрезков — вершинами ломаной.

Отрезки
Отрезки

Лучэто часть прямой линии, расположенная по одну сторону от любой точки, лежащей на этой прямой. Луч также называется полупрямой.

Луч
Луч

Угол — это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки, то есть два луча с общим началом называются углом. Лучи, образующие угол, называются сторонами угла.

Угол, вершина угла, стороны угла
Угол

Обозначение углов

Угол

Окружность — самый простой пример замкнутой линии

Окружность
Окружность
Окружность, центр окружности
Окружность

Дуга окружности — это часть окружности, ограниченная двумя точками. Любые две точки делят окружность на две дуги

Дуги окружности
Дуга окружности

Овал — плоская замкнутая строго выпуклая гладкая кривая; следовательно имеющая с любой прямой не более двух общих точек. Простейшим примером овала является эллипс. (Википедия)

Иметь ввиду свойства овала.

Эллипс
Эллипс, овал

Круг — это часть плоскости, ограниченная окружностью.

Круг
Круг

Треугольник — самая простая геометрическая фигура, образованная замкнутой линией. Иметь ввиду свойства треугольника.

Тругольник
Треугольник

Центроид треугольника(также барицентр треугольника и центр тяжести треугольника)— точка пересечения медиан в треугольнике.

Центроид
Центроид

Прямоугольник — это выпуклый многоугольник. Прямоугольник образуется замкнутой ломаной линией, состоящей из четырёх звеньев, и той частью плоскости, которая находится внутри ломаной.

Прямоугольник
Прямоугольник

Вектор — (от лат. vector, «несущий») — в простейшем случае математический объект, характеризующийся величиной и направлением. Например, в геометрии и в естественных науках вектор есть направленный отрезок прямой в евклидовом пространстве (или на плоскости). (Википедия). Смотреть луч.

Геометрия (евклидова) — (от др.-греч. γεωμετρία, от γῆ — земля и μετρέω — измеряю) — раздел математики, изучающий пространственные структуры и отношения, а также их обобщения. Геометрия занимается взаимным расположением тел, которое выражается в прикосновении или прилегании друг к другу, расположением «между», «внутри» и так далее; величиной тел, то есть понятиями о равенстве тел, «больше» или «меньше»; а также преобразованиями тел. В евклидовой геометрии — размеры отрезков и углов при перемещении фигур на плоскости не меняются. Другими словами, это теория тех свойств фигур, которые сохраняются при их переносе, вращении и отражении. (Википедия)

Евклид

Евкли́дово простра́нство (также эвкли́дово пространство) в изначальном смысле — это пространство, свойства которого описываются аксиомами евклидовой геометрии. В этом случае предполагается, что пространство имеет размерность, равную 3, то есть является трёхмерным.

Евклидово пространство
Евклидово пространство

Математическая логика — математи́ческая ло́гика (теоретическая логика[1], символическая логика[2]) — раздел математики, изучающий математические обозначения, формальные системы, доказуемость математических суждений, природу математического доказательства в целом, вычислимость и прочие аспекты оснований математики[3]. (Википедия)

Форма́льная систе́ма (форма́льная тео́рия, аксиоматическая теория, аксиоматика, дедуктивная система) — результат строгой формализации теории, предполагающей полную абстракцию от смысла слов используемого языка, причём все условия, регулирующие употребление этих слов в теории, явно высказаны посредством аксиом и правил, позволяющих вывести одну фразу из других.

Формальная система — это совокупность абстрактных объектов, не связанных с внешним миром, в которой представлены правила оперирования множеством символов в строго синтаксической трактовке без учёта смыслового содержания, то есть семантики. (Википедия)

Булево значение (да, нет, 1,0) — логи́ческий тип да́нных, или булев тип, или булевый тип (от англ. Boolean или logical data type) — примитивный тип данных в информатике, принимающий два возможных значения, иногда называемых истиной (true)==(1)==(да) и ложью (false)==(0)==(нет).

Инве́рсия (от лат. inversio «переворачивание; перестановка»): В математике: Инверсия (логика), отрицание — переворачивание смысла, замена «белого» «чёрным». Инверсия (геометрия) — конформное преобразование евклидовой плоскости или пространства. (Википедия) Иметь ввиду многомерное использование термина в разных предметах.

Множество — называется собрание, совокупность, коллекция вещей, объединенных по какому-либо признаку или по какому-либо правилу. Понятие множества возникает путем абстракции. Рассматривая какую-либо совокупность предметов как множество, отвлекаются от всех связей и соотношений между различными предметами, составляющими множества, но сохраняют за предметами их индивидуальные черты.

Множество одно из ключевых понятий математики; это математический объект, сам являющийся набором, совокупностью, собранием каких-либо объектов, которые называются элементами этого множества и обладают общим для всех их характеристическим свойством. Изучением общих свойств множеств занимаются теория множеств, а также смежные разделы математики и математической логики. (Википедия)

Алгори́тм (algorithmi — от имени среднеазиатского математика Аль-Хорезми) — конечная совокупность точно заданных правил решения некоторого класса задач или набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для решения определённой задачи. В старой трактовке вместо слова «порядок» использовалось слово «последовательность», но по мере развития параллельности в работе компьютеров слово «последовательность» стали заменять более общим словом «порядок». Независимые инструкции могут выполняться в произвольном порядке, параллельно, если это позволяют используемые исполнители.

Аль-Хорезми

Можно выделить алгоритмы вычислительные (далее речь в основном идёт о них), и управляющие. Вычислительные, по сути, преобразуют некоторые начальные данные в выходные, реализуя вычисление некоторой функции. Семантика управляющих алгоритмов существенным образом может отличаться и сводиться к выдаче необходимых управляющих воздействий либо в заданные моменты времени, либо в качестве реакции на внешние события (в этом случае, в отличие от вычислительного алгоритма, управляющий может оставаться корректным при бесконечном выполнении).

Семантика языка — это смысловое значение слов. В программировании — начальное смысловое значение операторов, основных конструкций языка и т. п.

Сема́нтика в программировании — дисциплина, изучающая формализации значений конструкций языков программирования посредством построения их формальных математических моделей. В качестве инструментов построения таких моделей могут использоваться различные средства, например, математическая логика, λ- исчисление, теория множеств, теория категорий, теория моделей, универсальная алгебра. Формализация семантики языка программирования может использоваться как для описания языка, определения свойств языка, так и для целей формальной верификации программ на этом языке программирования. (Википедия)

Тео́рия катего́рий — раздел математики, изучающий свойства отношений между математическими объектами, не зависящие от внутренней структуры объектов.

Теория категорий занимает центральное место в современной математике, она также нашла применения в информатике, логике и в теоретической физике. Современное изложение алгебраической геометрии и гомологической алгебры существенно опирается на понятия теории категорий. Общекатегорийные понятия также активно используются в языке функционального программирования Haskell. (Википедия)

Теория категорий

Тео́рия мно́жеств — раздел математики, в котором изучаются общие свойства множеств — совокупностей элементов произвольной природы, обладающих каким-либо общим свойством. 

Схема множества

Схема — 1. Совокупность взаимосвязанных частей какого-н. устройства, прибора, узла, а также чертёж, разъясняющий принципы работы такого устройства. Общая с. работы узла. С. радиоприёмника. С. телефонного аппарата. 2. Изложение, описание, изображение чего-н. в главных чертах.

3. СХЕМА — СХЕМА (от греч schema — набросок, очертание, описание) — англ. scheme; нем. Schema. 1. Чертеж, изображающий систему, устройство или взаиморасположение; связь частей ч.-л. Социологический словарь

4. СХЕМА — СХЕМА (от греч. schema — наружный вид, форма) ,1) чертеж, на котором условными графическими обозначениями показаны составные части изделия или установки и соединения или связи между ними. 2) Описание, изложение чего-либо в общих, главных чертах. Большой энциклопедический словарь схема — схема ж.

5. Чертеж, изображающий систему, устройство чего-либо или взаимоотношение частей чего-либо. Изложение, описание чего-либо в общих чертах, без подробностей. || Общий план построения, организации чего-либо. || перен. То, что создано в упрощенно-отвлеченном виде, как по трафарету. Толковый словарь Ефремовой

Схемотехники аналоговые, цифровые, аналогово-цифровые — используется в проектировании электронных схем и устройств различного назначения (радиотехнике, робототехнике и др.)

Схематизация — рассмотрение предмета или явления в общих чертах, сглаживание различий, упрощение на уровне какой-либо схемы. Является механизмом воображения, понять смыслы, структуру организации явления. Способ организации понимания, которое включает в себя знание.

Киберне́тика (от др.-греч. κυβερνητική «искусство управления»[1]) — наука об общих закономерностях получения, хранения, преобразования и передачи информации в сложных управляющих системах, будь то машины, живые организмы или общество[2]. Кибернетика изучает обратные связи, чёрные ящики и производных концептов, таких как управление и коммуникация в живых организмах, машинах и организациях, включая самоорганизации. (Википедия)

Основные понятия общей теории систем: входы и выходы системы, свойства системы, связь, структура

ОТС в широком смысле охватывает собой все необходимые и возможные дисциплины, имеющие отношение к анализу и синтезу систем.

ОТС в узком понимании в известной степени обобщает различные подходы к ОТС. Она получила название абстрактной теории систем (АТС).

Входы и выходы системы — совокупность воздействий внешней среды на систему и воздействий системы на среду.

Выход одной системы неминуемо будет входом какой-то другой. Следовательно, входы могут быть двух основных видов: результат предшествующего процесса, последовательно связанного с данным; и результат предшествующего процесса, случайным образом связанного с данным. Кроме того, вход может оказаться результатом функционирования той же системы, который вновь вводится в нее (обратная связь). Процесс функционирования системы иногда называют «преобразованием входа в выход», а правило такого преобразования — оператором.

Среди входных величин в управляемых системах (их называют также сигналами) можно выделить две группы, различные по характеру влияния на выходы: управляющие воздействия и возмущения (возмущающие воздействия). К первым относятся такие величины (управляющие переменные, инструментальные переменные), значения которых можно менять для получения желательного (обычно оптимального) выхода, ко вторым — воздействия на систему, нарушающие ее нормальное функционирование и развитие в желательном направлении.

Свойства системы
Взаимодействие элементов порождает такие свойства системы, которыми не один элемент или множество невзаимосвязанных элементов не обладает, т.е. система – это такой объект, свойства которого не сводятся без остатка к свойствам составляющих его элементов.

Принцип появления у целого свойств, не выводимых из наблюдаемых свойств частей, называется принципом эмерджентоности. А сами свойства системы, не сводимые без остатка к свойствам отдельных элементов, называют эмерджентными (неаддитивными).
Свойство целостности – зависимость каждого элемента системы от его места, функций внутри целого.
Свойство делимости.
Идентифицируемость – каждая подсистема или элемент могут быть отделены от других и однозначно определены их параметры, что дает возможность устанавливать тождественность каких-либо элементов как между собой, так и с элементами других систем.
Наблюдаемость – возможность контролировать все входы и выходы системы.
Неопределенность возникает, когда исследователь не может зафиксировать все свойства и отношения между элементами системы, которые ему необходимы для изучения.
Отображаемость – возможность наблюдаться с помощью различных способов описания поведения системы, при этом необходимо добиваться адекватности отображения оригинала.
Входы и выходы системы. Среда
Каждая система функционирует в среде.

Среда – совокупность объектов, воздействующих на систему, но не подконтрольных ей.

Выделяют внешнюю и внутреннюю среду, и, соответственно, внешние и внутренние связи.

В связи с этим выделяют элементы, функционирование которых состоит в восприятии воздействий среды – входы. Вещество, энергия, информация (альтернативная система предельных категорий — материя, информация, мера), поступающие на вход системы –входные воздействия (величины).

Элементы системы, реализующие выходные воздействия – это выходы.

Величины, значения которых в пределах данного исследования остаются неизменными – это параметры системы.

Факторы внешней среды – независимые переменные (x), а реакции – функции (y).

Формализованное представление входы а выхода системы через переменные позволяет математически описать процесс исследования ее поведения, рассматривая входные величины как функции выходных.

Понятие связи. Прямая и обратная связь
Связь – те воздействия элемента друг на друга, которые объединяют элементы в единое целое, а также перемещение, преобразование вещества энергии информации.
Связь – наличие зависимости между элементами.

Существует два основных вида связи:

Прямые
Обратные

Различием между ними состоит в том, что прямая обеспечивает передачу воздействия или информации с выхода одного элемента на вход другого, а обратная с выхода некоторого элемента на вход того же элемента.

Классификация связей
Связь – те воздействия элемента друг на друга, которые объединяют элементы в единое целое, а также перемещение, преобразование вещества энергии информации.
Связь – наличие зависимости между элементами.

Классификация связей:

Связи взаимодействия между свойствами и элементами системы. В организационных системах различают:
Кооперативные связи, усиливающие общие системные характеристики
Конфликтные связи
Связи порождения (генетические), когда один объект выступает как основание, вызывающее к жизни другой объект.
Связи преобразования:
Реализуемые через определенный объект, обеспечивающий это преобразование
Реализуемые путем взаимодействия двух и более объектов в процессе которого и благодаря которому объекты совместно переходят в другое состояние.
Связи строения определяют место одного объекта по отношению к другому и к системе в целом.
Связи функционирования обеспечивают жизнедеятельность объекта. Благодаря им объекты осуществляют определенные функции.
Связи развития характеризуют перераспределение элементов в объекте при котором каждое последующее состояние непосредственно определено предыдущим, в основе которого невозможность сохранения существующих форм и методов функционирования системы по-старому.
Связи управления (системообразующие) характерны для организационных систем. Эти связи строятся по определенной программе и представляют собой способ ее реализации.
Связи синергетические при совместных действиях элементов системы обеспечивают увеличение общего эффекта до величины большей, чем сумма эффектов этих же элементов, действующих самостоятельно.
Структура системы — расчленение ее на группы элементов с указанием связей между ними, неизменное на все время рассмотрения и дающее представление о системе в целом.

Расчленение системы может иметь различную основу:

материальную (вещественную);
функциональную;
алгоритмическую (алгоритм программы, инструкция).
Группы элементов в структуре обычно выделяются по принципу простых или относительно более слабых связей между элементами разных групп.

Структура системы может быть охарактеризована по имеющимся в ней (или преобладающим) типам связей:

последовательное соединение элементов;
параллельное соединение элементов
Близким к понятию структуры является понятие декомпозиции.

Декомпозиция — деление системы на части, удобные для каких-либо операций с этой системой. Суть декомпозиции — упрощение системы, слишком сложной для рассмотрения целиком.

Агрегирование — противоположная процедура (процедура синтеза) — объединение частей в целое, установление связей.

Окружение системы. Для того, чтобы дифференцировать, отделить систему от не системы, вводится понятие окружения системы (внешней среды, окружающей среды).

Иерархия — структура с наличием подчиненности, т. е. неравноправных связей между элементами, когда воздействие в одном из направлений оказывают гораздо большее влияние на элемент, чем в другой.

ТСИСА : 1.Общая теория систем. Понятие системы. Подсистемы и элементы

ОТС состоит из двух частей:

  • Теоретическая часть
  • Практическая часть (прикладная)

Теоретическая часть включает:

  1. Кибернетика — наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в технических, биологических и социальных системах. К основным задачам кибернетики относятся:
    • установление фактов, общих для управляемых систем или для некоторых их совокупностей;
    • выявление ограничений, свойственных управляемым системам и установление их происхождения;
    • нахождение общих законов, которым подчиняются управляемые системы;
    • определение путей практического использования установленных фактов и найденных закономерностей.
  2. Теория информации (математическая теория связи) — раздел прикладной математики, определяющий понятие информации, её свойства и устанавливающий предельные соотношения для систем передачи данных. Как и любая математическая теория, оперирует с математическими моделями, а не с реальными физическими объектами (источниками и каналами связи). Использует, главным образом, математический аппарат теории вероятностей и математической статистики.Основные разделы теории информации — кодирование источника (сжимающее кодирование) и канальное (помехоустойчивое) кодирование. Теория информации тесно связана с криптографией и другими смежными дисциплинами.
  3. Теория игр — математический метод изучения оптимальных стратегий в играх. Под игрой понимается процесс, в котором участвуют две и более сторон, ведущих борьбу за реализацию своих интересов. Каждая из сторон имеет свою цель и использует некоторую стратегию, которая может вести к выигрышу или проигрышу — в зависимости от поведения других игроков. Теория игр помогает выбрать лучшие стратегии с учётом представлений о других участниках, их ресурсах и их возможных поступках.Теория игр — раздел прикладной математики. Чаще всего методы теории игр находят применение в экономике, чуть реже в других общественных науках — социологии, политологии, психологии, этике и других.
  4. Теория решений — дисциплина (раздел исследования операций), которая изучает математические (математико-статистические) правила принятия решений, в первую очередь экономических. Иногда это название применяют к более общей теории, которая изучает вообще правила принятия решений (не только основанные на математике), т. е. проблемы психологические, этические и др.Методы принятия решений подразделяются на формализованные и неформализованные, традиционные и современные.
  5. Топология, включающая теорию сетей и теорию графов
  6. Факториальный анализ
  7. Общая теория систем в узком смысле, которая стремится вывести из общего определения системы как комплекса взаимодействующих элементов, понятий, относящихся к организованным целым (взаимодействие, сумма, фатальность, централизация и т.д.) и применение их к анализу конкретных явлений

Практическая область включает:

  1. Системотехника – направление в кибернетике, изучающее выгоды планирования, проектирования и поведения сложных систем различного познания, при котором сопоставляющие системы рассматриваются во взаимодействии, несмотря на их разнородность. Основной метод – системный анализ, центральное техническое звено – ЭВМ, а человеческое – оператор.
  2. Исследование операций. Прикладное направление кибернетики, используемое для решения организационных (в т. ч. экономических) задач (распределения ресурсов, управления запасами, упорядочения и согласования и др.). Исследование операций основывается на математическом аппарате оптимального программирования, теории массового обслуживания, математической статистике, теории игр и др. Методы: симплекс-метод, СМО, сетевые методы и т.д.
  3. Инженерная технология – отрасль технологии, исследующая процессы и средства информационного общения между человеком и машиной. Понятие системы, подсистемы и элементы.

Система – целое, составленное из частей, совокупность элементов и отношений, закономерно связанных в единое целое, обладающая своим смыслом, отсутствующим у образующих его элементов – это относительно обособленная и упорядоченная совокупность взаимодействующих элементов, обладающих особой связью и целостностью и способных реализовывать определенные функции (смысл существования).
Элементы – это такая часть системы, которая выполняет определенную специфическую функцию и не подлежит дальнейшему разбиению, является как бы подсистемой с точки зрения цели исследования или рассматриваемого процесса функционирования.
Подсистема – относительно самостоятельная часть системы, подлежащая дальнейшему расчленению.
Существует понятие компонент – если систему нельзя сразу разделить на подсистемы и элементы.
Большая система включает очень большое количество относительно однородных элементов, объединенных относительно однородными связями.
Сложная система состоит из большого числа разнородных элементов с разнотипными связями между ними.

Понятие «система» характеризуется:

  • наличием множества элементов;
  • наличием связей между ними;
  • целостным характером данного устройства или процесса.

Сложная система — составной объект, части которого можно рассматривать как системы, закономерно объединенные в единое целое в соответствии с определенными принципами или связанные между собой заданными отношениями. Сложную систему можно расчленить на конечное число частей, называемое подсистемами. Каждую такую подсистему (высшего уровня) можно в свою очередь расчленить на конечное число более мелких подсистем и т. д., вплоть до получения элементов сложной системы, которые либо объективно не подлежат расчленению на части, либо относительно их дальнейшей неделимости имеется соответствующая договоренность.

В каждый момент времени элемент сложной системы находится в одном из возможных состояний; из одного состояния в другое он переходит под действием внешних и внутренних факторов. Динамика поведения элемента сложной системы проявляется в том, что состояние элемента и его выходные сигналы (воздействия на внешнюю среду и др. элементы сложной системы) в каждый момент времени определяются предыдущими состояниями и входными сигналами, поступившими как в данный момент времени, так и ранее. Под внешней средой понимается совокупность объектов, не являющихся элементами данной сложной системы, но взаимодействие с которыми учитывают при ее изучении. Элементы сложной системы функционируют во взаимодействии: свойства одного элемента в общем случае зависят от условий, определяемых поведением других элементов; свойства сложной системы в целом определяются не только свойствами элементов, но и характером взаимодействия между ними.

Примеры сложной системы.
В области организации производства и технологии — производственный комплекс предприятия как совокупность производственных комплексов цехов и участков, каждый из которых содержит некоторое число технологических линий; последние состоят из станков и агрегатов, рассматриваемых обычно как элементы сложной системы; в области автоматизированного управления — процесс управления предприятием или отраслью народный хозяйства как совокупность процессов сбора данных о состоянии управляемых объектов, формирования потоков информации, ее накопления, передачи и обработки, синтеза управляющих воздействий; в области вычислительной техники — математическое обеспечение современных вычислительных комплексов, включающее операционную систему для управления последовательностью вычислений и координации работы всех устройств комплекса, библиотеку стандартных программ, а также средства автоматизации программирования (алгоритмические языки, трансляторы, интерпретирующие системы), средства обслуживания и контроля вычислений; каждую из упомянутых частей можно представить в виде системы с иерархической многоуровневой структурой, состоящей из отдельных взаимосвязанных программ, процедур, операторов и т. д.

ТСИСА : 3.Понятие связи. Классификация связей. Положительная и отрицательная обратные связи

Понятие связи. Прямая и обратная связь.

Связь – те воздействия элемента друг на друга, которые объединяют элементы в единое целое, а также перемещение, преобразование вещества энергии информации.

Связь – наличие зависимости между элементами.

Существует два основных вида связи:

  • Прямые
  • Обратные

Различием между ними состоит в том, что прямая обеспечивает передачу воздействия или информации с выхода одного элемента на вход другого, а обратная с выхода некоторого элемента на вход того же элемента.

Классификация связей.

Связь – те воздействия элемента друг на друга, которые объединяют элементы в единое целое, а также перемещение, преобразование вещества энергии информации.

Связь – наличие зависимости между элементами.

Классификация связей:

  1. Связи взаимодействия между свойствами и элементами системы. В организационных системах различают:
    • Кооперативные связи, усиливающие общие системные характеристики
    • Конфликтные связи
  2. Связи порождения (генетические), когда один объект выступает как основание, вызывающее к жизни другой объект.
  3. Связи преобразования:
    • Реализуемые через определенный объект, обеспечивающий это преобразование
    • Реализуемые путем взаимодействия двух и более объектов в процессе которого и благодаря которому объекты совместно переходят в другое состояние.
  4. Связи строения определяют место одного объекта по отношению к другому и к системе в целом.
  5. Связи функционирования обеспечивают жизнедеятельность объекта. Благодаря им объекты осуществляют определенные функции.
  6. Связи развития характеризуют перераспределение элементов в объекте при котором каждое последующее состояние непосредственно определено предыдущим, в основе которого невозможность сохранения существующих форм и методов функционирования системы по-старому.
  7. Связи управления (системообразующие) характерны для организационных систем. Эти связи строятся по определенной программе и представляют собой способ ее реализации.
  8. Связи синергетические при совместны действиях элементов системы обеспечивают увеличение общего эффекта до величины большей, чем сумма эффектов этих же элементов, действующих самостоятельно.

Связи можно разделить также по месту приложения: внутренние и внешние

Отрица́тельная обра́тная связь (ООС) — тип обратной связи, при которой выходной сигнал передается обратно на вход для погашения части входного сигнала, (то есть, изменяя входной сигнал таким образом, чтобы противодействовать изменению выходного сигнала).

Отрицательная обратная связь делает систему более устойчивой к случайному изменению параметров.

Методы математического анализа систем, в том числе и охваченных отрицательной обратной связью, подробно рассматриваются теорией автоматического управления.

Положи́тельная обра́тная связь (ПОС) — тип обратной связи, при котором изменение выходного сигнала системы приводит к такому изменению входного сигнала, которое способствует дальнейшему отклонению выходного сигнала от первоначального значения.

Положительная обратная связь ускоряет реакцию системы на изменение входного сигнала, поэтому её используют в определённых ситуациях, когда требуется быстрая реакция в ответ на изменение внешних параметров. В то же время положительная обратная связь приводит к неустойчивости и возникновению качественно новых (автоколебательных) систем, называемых генераторы (производители).

Автогенератор на основе усилителя с мостом Вина в цепи положительной обратной связи является примером частотно-зависимой ПОС.

Если цифровой логический элемент охватить небольшой ПОС, получится схема с гистерезисом (или триггер Шмитта), которая с успехом применяется для устранения дребезга контактов, устранения ложных срабатываний датчиков (или кабельных приёмников) от влияния помех, и др.

Нелинейная положительная обратная связь ведёт к тому, что система начинает развиваться в режиме с обострением.

Положительные обратные связи (ПОС) можно наблюдать, например, в рыночной экономике. Управляющим объект — капиталист, эксплуатирующий наемных рабочих — стремится к получению максимальной прибыли. Капитализируя полученную прибыль, то есть расширяя свое присутствие на рынке, капиталист получает еще большую устойчивость и, соответственно, еще большие возможности для извлечения прибыли.

ТСИСА : 4.Понятия, характеризующие функционирование и развитие систем. Основные закономерности

Состояние – множество значений, характеристик системы в данный момент времени.
Его характеризуют либо через входные параметры и выходные сигналы, либо через макропараметры, макросвойства системы.
Последовательности состояния системы во времени, это траектория его движения.

Поведение. Если система способна переходить из одного сосотяния в другое, значит она обладает поведением. Это понятие используют когда известны правила перехода из одного состояния в другое, т.е. сначала просто определяют, что система обладает поведением, а затем выясняют ее алгоритм.

Переходный процесс – реакция системы на какой-либо входной сигнал или внутреннее изменение.

Равновесие – способность системы в отсутствии внешних  возмущающих воздействий или при постоянных воздействиях сохранять свое поведение сколь угодно долго.

Устойчивость – способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была из этого состояния выведена.

Развитие – процесс закономерного изменения перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому.

Закономерности взаимодействия части и целого.

Целостность проявляется у системы в возникновении у нее новых качеств, не свойственных ее компонентам.

Закономерность имеет две стороны:

  • Сумма целого не является суммой свойств элементов.
  • Свойства системы зависят от свойств элементов.

Существует закономерность двойственная по отношению к  целостности – физическая аддетивность (суммативность, независимость).

Интегративность. Интегративными называют системообразующие факторы в числе которых важную роль играют с одной стороны неоднородность и противоположность элементов, а с другой – стремления их вступать в коалицию.

Коммуникативность – система не изолирована от других систем, она связана множеством коммуникаций со средой, содержащей подсистемы, системы одного с ней уровня и подсистем.

Иерархичность – проявляется в том, что закономерность целостности, качественные изменения свойств компонентов более высокого уровня иерархии по сравнению с объединяемыми компонентами нижележащего уровня проявляются на каждом уровне иерархии.

Закономерности функционирования и развития систем.

Историчность. Данная закономерность важна для управления системой с учетом особенностей каждого этапа ее жизненного цикла.

Закономерность самоорганизации. Важные, наблюдаемые особенности сложных систем – их способность противостоять энтропийных тенденциям, адаптироваться к внешним возмущения, изменяя при необходимости свою структуру.

В основе этих проявлений находится более глубокая закономерность, базирующаяся на состоянии в любой, реально развивающейся системе двух противоречивых тенденций –дуализм.
С одной стороны, для всех явлений характерно стремление к возрастанию энтропии, к распаду, дифференциации, а с другой – действуют неэнтропийные тенденции, лежащие в основе эволюции.
В иерархических системах дуализм проявляется в том, что в зависимости от преобладания энтропийных и негэнтропийных тенденций, система любого уровня может развиваться любо, наоборот, переходить на более низкий уровень развития.
Иногда, при моделировании негэнтропийных тенденций используют понятие адаптивности, однако чаще для организационных систем вводят термин повышение организованности и называют закономерность проявления негэнтропийных тенденций закономерностью самоорганизации.

ТСИСА : 5.Содержание и методология системного подхода

Одним из подходов к решению проблем в организованных системах является программно-целевой. Он состоит в последовательной реализации комплекса технических, организационных и экономических мероприятий от установления конкретных целей до обоснования и выполнения в установленные сроки намеченных мероприятий. Программно-целевой подход позволяет объединить усилия отдельных специалистов для достижения конкретных целей.
Наибольший эффект достигается при реализации крупномасштабных программ.
Программно-целевой подход часто рассматривали как первоначальный этап системного подхода, т.к. все намеченные мероприятия ведут к четко поставленной цели.

Системный подход в настоящее время рассматривается как начальная стадия системного анализа – этап первоначального качественного анализа  проблемы и постановки задачи. Он более эффективен при анализе сложных систем.

Системный подход многие авторы сводят к следующему:

  • Формирование целей и внесение их иерархии до начала какой-либо деятельности, связанной с управлением.
  • Достижение поставленных целей при минимальных затратах посредством сравнительного анализа альтернативных путей и методов достижения целей, осуществление соответствующего выбора.
  • Количественная оценка (квантификация) целей, методов и средств их достижения на основе всесторонней оценки всех возможных и планируемых результатов деятельности.

Системный подход – общий метод исследования объекта как целого, т.е. совокупность элементов, находящихся во взаимодействии. Это понятие предусматривает всесторонний анализ с учетом всех аспектов конкретной проблемы, включая выявление и ограничение всех параметров и взаимосвязей, а так же критериев для оценки конкретной задачи.
Системный подход прямо противоположен расчленению сложной задачи на части, т.е. задача сознательно усложняется, пока все существенные взаимосвязи не вводятся в рассмотрение.
Системный подход сводится к охвату всей сферы познания, находящейся в ведении профессионала, а не к сосредоточению внимания на некотором участке.
Внимание при этом концентрируется на составе объекта, на свойствах элементов, проявляющихся в их взаимодействии, как по вертикали иерархии системы, так и по горизонтали.
Исходя из методологии системного анализа, его цель – помочь руководителю, принимающему решения в выборе курса действий путем рассмотрения всех аспектов стоящей перед ним проблемы, выявления целей и альтернативных путей их достижения, сопоставления этих альтернатив в свете их последствий при использовании соответствующих методов и с учетом того, чтобы это решение оставалось эффективным при изменении параметров внешней среды.

Методология системного подхода при решении задач анализа систем сводится к тому, что исследования объекта ориентируются на раскрытие его интегративных качеств, на выявлении многообразных связей и механизмов, обеспечивающих эти качества.

Методология системного подхода при решении задач проектирования и синтеза систем состоит в следующем. Задача проектирования системы расчленяется на подзадачи проектирования ее элементов. Причем, каждый из элементов должен рассматриваться не сам по себе, а во взаимодействии с другими элементами. Решение подзадач должно происходить при условии обеспечения интегративных качеств функционирования всей системы.

ТСИСА : 6.Системное описание организации. Системный подход в управлении текущей деятельностью организации

Хозяйство – системный объект – организационная система. Все элементы хозяйства закономерно связаны между собой. В нем возникаю эмерджентные свойства, проявляющиеся, в первую очередь, в действии различных экономических законов.
Элементы хозяйства – предприятия, учреждения. Они рассматриваются как системы особого класса.
Каждая хозяйственная система выполняет свою основную функцию, которая является инвариантной социально-экономическим формам поведения хозяйства.
Исходя из функций,  хозяйство можно определить как систему, в которой ресурсы и знания преобразуются в удовлетворенные общественные потребности.
В настоящее время хозяйство обычно рассматривается:

  1. Как производственно-технологическая система, элементы которой – сырье и средства его переработки – объединены заданной технологией.
  2. Как кибернетическая система
  3. Как совокупность процессов функционирования стоимости, где элементы, например, основной и оборотный капитал.

Системное описание организации.

Организация – учреждение, объединение, совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры. 
Богданов А.А. считал организацию сущностью живой и неживой природы  и любую деятельность сводил к организационной. Он предложил трехрядную организационную схему:

  • Организация вещей – техника
  • Организация людей – экономика
  • Организация идей – идеология

Для того, чтобы реализовать на практике принципы системного подхода необходимо иметь представление об организации, как о системе. Для этого выполняется ее системное описание в следующих направлениях:

  1. Определяются ценности, выраженные в каких-либо символах, полученные из взаимодействия с социально-экономической средой и являющиеся общим руководством к выбору альтернатив.
  2. Постановка целей – формулировки, адекватные ценностям, приспособленные к характеру решаемых проблем и осуществляемых действий. Они должны быть оценены, чтобы можно было определить конкретно достижение цели.
  3. Разработать политику поведения организации. Общие руководящие указания поведения членов организации в определенных целях.
  4. Принятие решений – выбор, осуществленный субъектом или элементами субъекта по уровням иерархии наиболее эффективных альтернатив достижения целей в рамках установленной политики.

Следующий шаг системного описания организации – более детальное представление различных сторон деятельности и состава объекта.

  1. Воздействие  и отношение окружающей среды
  2. Организация непосредственно производственно-хозяйственной деятельности
  3. Технология, понимаемая в широком смысле как вся совокупность способов выполнения различных направлений деятельности.
  4. Система управления, включающая иерархию распределения власти, принятия решений, систему коммуникаций, стиль и компетентность работников.
  5. Кадры, структуры, формы мотивации и т.д.

Системный подход в управлении текущей деятельностью организации

Как система предприятие состоит из объекта управления (производственная подсистема) и субъекта управления (управляющая).

  1. Техническая подсистема включает материально-техническую базу производства (здания, сооружения, эксплуатация и ремонт предприятия).
  2. Технологическая (вся технология)
  3. Подсистема организации производства. Обеспечивает рациональное использование ресурсов за счет упорядоченности, пропорциональности производственных ресурсов.
  4. Экономическая. Включает нормирование и учет ресурсов формы оплаты и поощрения сотрудников, внешние и внутрипроизводственные экономические взаимодействия, направленные на повышение прибыли и рентабельности.
  5. Социальная. Обеспечивает содержание необходимых условий труда, соблюдение правил и норм охраны труда, противопожарную безопасность и коммунально-бытовое обслуживание.
  6. ФУП (функционально-управляющие), которые управляют соответствующими подсистемами объекта.
    1. ФУП технической подсистемы
    2. ФУП технологической подсистемы
    3. ФУП организационной подсистемы
    4. ФУП экономической подсистемы
    5. ФУП социальной подсистемы
  7. Подсистема принятия решений производит генерацию возможных альтернатив решений, их оценку и выбор лучшей альтернативы.
  8. Информационная подсистема.

Системный подход в организации

В анализе и контроле выполненных задач и функций, которые делятся на 4 блока:

  • Обеспечение жизнедеятельности организации
     Обеспечение ресурсами, оборотным капиталом, состояние ликвидности товаров, поддержка нормального хода производства, платежеспособность, конкурентоспособность, состояние и контроль качества и т.д.
  • Профилактика сфер производственно-хозяйственной деятельности
     Состояние законов, дублирование поставщиков и потребителей, создание оптимальных заделов между системными движениями технологической цепочки, профилактика состояния основных фондов и планирование ремонтных работ и т.д.
  • Диагностика состояния производственно-хозяйственной деятельности
     Диагностика состояния производственно-хозяйственной деятельности – текущее состояние запасов, учет в реальном режиме времени текущего состояния финансов, соблюдение платежной и финансовой дисциплины, оперативный учет качества продукции, учет текущих кадров, бухгалтерский учет, материальная инвентаризация и т.д.
  • Анализ, регулирование и реорганизация
     Анализ конъюнктуры рынка, объема продаж, конкурентов, анализ финансовых поступлений и платежей, совершенствование производственной и организационной структуры, анализ причин текучести кадров, рационализация, модернизация, техническое перевооружение и реорганизация.

ТСИСА : 7.Цель. Закономерности возникновения и формулирования целей

Цель – желанный конечный результат, определяемый для того, чтобы получить курс, который интерпретирует поведение и деятельность переменной.

Закономерности возникновения и формирования целей:

  1. Зависимость представлений о целях и формулировке целей от стадии познания объекта. Формируя цель, надо отобразить.
  2. Зависимость цели от внешних и внутренних факторов. При анализе причин возникновения и формулирования целей следует учитывать, что на цель влияют как внешние по отношению к системе факторы, так и внутренние потребности, мотивы, ценности и т.д. при этом последние так же объективно влияют на процесс целеобразования.  Эта закономерность характеризует важное отличие организованных разбивающихся систем от технических. Теория управления техническими системами рассматривает цель, как понятие внешнее по отношению к системе. В организационных системах цели формулируются внутри, а не создаются извне.
  3. Возможность сведения задачи формулирования обобщающей цели в сложных системах показывает, что эта цель возникает в сознании руководители или коллектива не как единичное понятие, а как некоторая достаточно размытая область, т.е. в виде некоторого образа целей. При этом достичь одинакового понимания этой обобщающей цели всеми исполнителями невозможно без ее детализации в виде упорядоченного набора подцелей.  Другими словами задача формулирования обобщающей цели в сложных системах должна быть сведена к задаче структуризации или декомпозиции целей.

Закономерности формирования структур целей

  1. Зависимость способа представления структуры целей от стадии познания объекта или процесса. Цели могут представляться в виде декомпозиции во времени и декомпозиции в пространстве. На начальных этапах удобнее применять декомпозицию в пространстве. Представление развернутой последовательности подцелей в виде сетевой модели требует хорошего знания объекта исследования. Такое представление может быть использовано и как средство управления, когда руководитель хорошо представляет конечную цель  и ее декомпозицию во времени и пространстве, но не уверен, что ее сразу поймут исполнители. Тогда он может выдвигать подцели постепенно, по мере достижения предыдущих. Наиболее типичным является представление структур целей в виде дерева целей.
  2. Проявление в структуре целей закономерностей, целостности. Достижение целей вышестоящего уровня не может быть полностью обеспечено достижением подцелей, хотя и зависит от них. Потребности, мотивы, программы, влияющие на формулирование целей нужно исследовать на каждом уровне иерархии.

Закономерность формирования иерархических структур целей

  1. Приемы, применяющиеся при формировании древовидных структур цели сводятся к двум классам.
    1. Формирование структур сверху. Метод декомпозиции и целевой метод.
    2. Формирование структур снизу. Морфологический и тезаурусный подход.
  2. В иерархической структуре цели нижележащего уровня не всегда можно рассматривать как средство для достижения целей вышестоящего уровня, при этом они являются целями для уровня нижестоящего по отношению к ним. Это свойство «двумерного Януса».
  3. По мере перехода с верхнего уровня на нижний происходит как ба смещение шкалы от цели направления к конкретным целям, которые на нижнем уровне иерархии могут выражаться в виде отдельных результатов конкретной работы с указанием критериев оценки е выполнения.
  4. Процесс развертывания обобщающей ели может быть бесконечным. Однако на практике стремятся число уровней сократить до 5-7.  на каком то уровне иерархии возникает необходимость сменить язык описания подцелей, поэтому одним деревом целей считают ту часть структуры, которая может быть сформулирована на одном языке. Цели вышележащий уровней в этом дереве детализируются, переформулируются в терминах одного и того же языка, а при переходе на другой язык удобнее продолжающееся декомпозицию, принадлежащую к другому дереву целей. Иногда такое отделение деревьев друг от друга совпадает с делением системы на подсистемы.
  5. Следует учитывать ограничения возможностей оперативной памяти человека.
  6. При формулировании целей и подцелей не всегда удается сразу отразить формулировки критериев их оценки. Также не всегда одной подсистеме соответствует один критерий. Поэтому часто строят отдельное дерево критериев, соответствующее дереву целей.

ТСИСА : 8.Принципы системности, комплексности, моделирования в системном анализе

Принцип системности

Требует подходить к объекту как к системе.
Сущность данного принципа отражается в самом определении системы и из него исходят еще два принципа системного анализа:

Принцип взаимоувязки показателей

Основным недостаткам традиционного анализа информации является изолированность, нацеленность на один фактор.
Единичные, относительные показатели имеют ограниченную ценность, в то время как принципиальное значения для управления и проектирования систем имеет оценка общих тенденций.
Этот принцип требует взаимоувязки показателей во времени, для чего используют показатели динамики. Горизонтальный анализ.
Требует взаимоувязки показателей в пространстве, для чего используют содержательные количественные зависимости между показателями. Вертикальный анализ.

  • Требует взаимоувязки этапов и шагов процесса обработки информации.
  • Требует взаимоувязки выделенных разделов анализа.
  • Требует взаимоувязки используемых моделей анализа.
  • Требует взаимоувязки оценок и выводов.

Принцип интеграции

Требует разработки интегральных аналитических показателей,  которые получают путем свертки нескольких частных показателей.

Принцип комплексности

Основан на том, что комплексная оценка является всесторонней качественно-количественной характеристикой результатов деятельности предприятия, отражающей многие аспекты хозяйственных процессов, достижений объекта и отличие фактических показателей от базы сравнения.
Комплексность оценки проявляется в многоаспектности, многовариантности построения оценки и многокритериальности.

Принцип моделирования в системном анализе

Проявляется в том, что системный анализ объекта базируется на построении и исследовании различного рода моделей.

Виды моделей системного анализа.

  1. Наглядное моделирование
    • Гипотетическое
    • Аналоговое
    • Макетирование
  2. Аналитическое моделирование. Модель исследуется несколькими методами: аналитический, численный, качественный.
  3. Комбинированное (аналитико-иммитационное)
  4. Информационное (кибернетическое) позволяет исследовать модели, в которых отсутствует подобие физических процессов, происходящих в моделях реальным процессам.
  5. Структурное моделирование применяется и к функциям и к элементам системы. Модели будут функциональными или морфологическими. Один из видов структурного моделирования – объектно-ориентированное, объединяющее структуры обоих типов в иерархию классов, включающих как элемент, так и функцию.

ТСИСА : 9.Характеристика подходов к понятию системного анализа. Содержание системного анализа

Возникновении системного анализа связывают с разработкой методик оптимизации сложных задач военного управления в 1948 г.

Эрик Янт отвечал, что даже при сравнительно небольшом числе переменных, каждая из которых может приносить несколько альтернативных значений, задача становиться практически неразрешимой.

Системный анализ ограничивает задачу без существенных отклонений от строгой ее формулировки с помощью таких средств, как математические методы, позволяющие сократить последовательный анализ всех возможных комбинаций и др.

Бернард Рюдвих: 2 похода к понятию системного анализа:

  • В первом случае внимание акцентируется на математике. Стремление оптимизировать определенную количественно-выраженную функцию системы и разработке в этих целях математических и логических уравнений, включающих в себя различные переменные и ограничения.
    Задачи системного анализа в том, чтобы определить на основе математических и имитационных методов количественно-выраженное и оптимальное с точки зрения конечного критерия эффективности решения.
  • Во втором случае, исходят из логики системного анализа, при этом системны анализ рассматривается как методология структуризации проблемы, которая затем уже может решаться как с применением, так и без математики и компьютера. В этом смысле понятие системного анализа отождествляют с понятием системного подхода.

Системный анализ — исследование, цель которого помочь руководителю, принимающему решения в выборе курса действий, путем систематического изучения его действительных целей, количественного управления, затрат, эффективности и риска, которые связаны с каждой из альтернатив политики или стратегии достижения целей, а так же путем формулирования дополнительных альтернатив или первоначальных недостаточно.

  • Некоторые ученые пытались классифицировать различные направления системных исследований в зависимости в зависимости от характера проблем, которые являются предметом анализа.
  • ДЖ. Клеленд, Уильям Кинг. Их понимание сущности системного анализа: практика системного анализа — не догматическое перенесение набора правил к ситуации, которая не может поддаваться регулирования и не перенесение решений по какому-либо набору математических формул и компьютерных моделей. Это сочетание основ науки законов логики с ведущей ролью суждений и интуиции человека в решении определения критериев и в самом анализе.
  • Элен Энтховен. На службу системному анализу поставлены современные аналитические методы. С их помощью тот, кто отвечает за принятие решений снабжается информацией, которая помогает выбрать предпочтительный путь в решении задачи. Чтобы сделать этот выбор сначала выявляются альтернативные способы достижения цели, а затем оцениваются на основе количественных данных эффективность и стоимость каждого способа. Те аспекты проблемы, которые трудно квантифицировать должны быть максимально четко сформулированы. Применение компьютеров не обязательно, основное их преимущество только в возможности рассмотрения большого количества альтернатив.

Системный анализ — совокупность методов и средств выборки, принятия и основания решений.
Системный анализ — область исследования, где нет общепринятых терминологий и единства мнений теоретиков и практиков по многим принципиальным вопросам.
Системный анализ — очень широкая область с большим разнообразием постановок задач, а следовательно, методов их решения, которая лежит на стыке ряда отраслей науки и сфер человеческой деятельности.
Системный анализ — методология уяснения (?) структуризации проблемы, которая может быть решена без вычислительной техники и математики.

В зависимости от области применения:

  • Системный анализ -с теоретической позиции — метод постановки проблемы, выяснения причинно0следственных связей между элементами системы и с окружающей средой, разработки альтернативных средств активизации позитивных и нейтрализации негативных факторов;
  • Системный анализ — с точки зрения методологии — отличается наддисциплинарным и междисциплинарным характером исследования проблемы с помощью формальных и неформальных методов;
  • Системный анализ — с практической позиции — метод исследования и проектирования систем различного характера.

Содержание СА. Область его применения

Системный анализ — исследование, цель которого помочь руководителю, принимающему решения в выборе курса действий, путем систематического изучения его действительных целей, количественного управления, затрат, эффективности и риска, которые связаны с каждой из альтернатив политики или стратегии достижения целей, а так же путем формулирования дополнительных альтернатив или первоначальных недостаточно.

Область применения:

  • При решении новых проблем, когда с его помощью формулируется проблема, определяется, что и о чем нужно знать, кто должен знать
  • Если решение проблемы предусматривает увязку цели со многими средствами ее достижения.
  • Если проблема имеет разветвленные связи, связывающие отдельные последствия в разных отраслях народного хозяйства и принятие решений по ним требует учета полных эффективностей и затрат.
  • Если принимаемые решения имеют отдаленные перспективы

ТСИСА : 10.Проблемы. Основные задачи системного анализа. Значение и недостатки системного анализа

Проблема — несоответствие между фактическим и желаемым результатом.

Цель — конечный результат, намеченный, чтобы выстроить определенный порядок действий.

Альтернатива — пути и средства достижения цели.

Цель и альтернатива взаимосвязаны. На разных уровнях иерархии при декомпозиции целей иногда трудно определить, имеем ли мы дело с целью или альтернативой, т. е. в этом случае необходимо четкое осознание структуры объекта.

Стоимость — каждое альтернативное средство достижения цели требует затрат, определенных ресурсов, которые потом не могут быть использованы на другие альтернативы.

Возмущения — воздействия внешней среды. Система должна своевременно почувствовать эти воздействия и соответствующим образом отреагировать.

Критерий — правило (норма), на основании которых производится оценка, классификация или идентификация объекта. По критерию оказывается предпочтение одной из альтернатив.

Модель — некоторая копия реально-существующего объекта, сохраняющая его существенные характеристики.

Проблемы различают по степени их структуризации, т. е. по ясности, осознанности их постановки, по степени их детализации и конкретизации представления об их составляющих и взаимосвязях, по соотношению количественных и качественных факторов, включаемых в постановку проблемы.
Критерием разделения различных проблем на классы является степень возможной глубины их познания.

Исходя из этого три класса:

  • Хорошо-структурированные проблемы. Те, в которых существенные зависимости ярко выражены и могут быть представлены в числах и символах.
  • Слабо-структурированные. В которых содержатся и качественные и количественные элементы, при этом преобладают неопределенные, не поддающиеся количественному анализу зависимости и характеристики. Проблемы, нацеленные на решения в будущем, имеющие большое количество альтернатив, требует больших вложений капитала и большого риска.
  • Неструктурированные. Выражены в качественных признаках и характеристиках и не подлежат количественному описанию и числовым оценкам. Здесь традиционный эвристический метод, состоящий в том, что опытный специалист собирает максимум различных сведений о решаемой проблеме, «вживается» в нее и на основе интуиции и суждений вносит предложения о целесообразном мероприятии.

Для решения проблем первого класса существует хорошо-разработанный математический аппарат исследования операций.
Для второго класса — системные методы.
Для третьего класса — эвристические методы.

Задачи:

  1. Собрать информацию о проблеме для разработки мероприятий ее исследования.
  2. Выявить назначение системы, решающей проблему, чтобы определить ее состав, методы взаимодействия с другими системами.
  3. Выявить основные цели развития системы и критерии эффективности ее деятельности.
  4. Проверить эффективность взаимодействия подсистем, выявить «узкие» места и устранить их.

Иногда выделяют три задачи системного анализа:

  1. Декомпозиция системы
  2. Анализ
  3. Синтез

Значение:

  • Не количественное, определенное решение, а увеличение степени ее понимания и возможных путей решения у специалистов и экспертов, участвующих в исследовании проблемы.
  • В большем понимании и проникновении в сущность проблемы.
  • В большей точность результатов и исходных данных.
  • В большей сравнимости.
  • В большей полезности и эффективности.

Недостатки:

  • Многие факторы, имеющие фундаментальные значение, не поддаются количественной обработке и могут быть из рассмотрения или умышленно оставленные для последующего рассмотрения, а потом забытые. Иногда им может предаваться неправильный вес в сложном анализе либо в решении, основанном на таком анализе.
  • Исследование может внешне до такой степени выглядеть научным и количественно-точным, что ему может быть приписана неоправданная обоснованность, несмотря на то, что она включает много субъективных суждений.
  • Системный анализ находится на начальной стадии развития, его методологию еще нельзя назвать устоявшейся, а практическая применимость и эффективность во много зависит от совершенства, математических, логических, экономических методов и уровня конкретных знаний о различных процессах. Даже при четкой логико-конструкторской основе исследования и применения формальных методов оценки альтернатив и поиска наилучших решений, огромную роль на всех его стадиях продолжают играть субъективные суждения и интуиция экспертов и лица, принимающего решения (ЛПР), поэтому системный анализ практически никогда полностью не достигает таких стандартов научного исследования, как объективность, точность и воспроизводимость результатов.

ТСИСА : 11.Качественные методы оценивания систем

Выделяют четыре этапа оценивания сложных систем.

Этап 1Определение цели оценивания. В сист. анализе выделяют 2 типа целей: качественный и количественный.

Этап 2.Измерение свойств систем (производится с пом. шкал).

Этап 3.Обоснование предпочтений критериев качества и критериев эффективности функционирования систем на основе измеренных на выбранных шкалах свойств.

Этап  4Оценивание. Все исследуемые системы, рассматриваемые как альтернативы, сравниваются по сформулированным критериям и в зависимости от целей оценивания ранжируются, выбираются, оптимизируются и т.д.

Качественная (или категориальная) шкала — это шкала, для для измерения значений качественных переменных. К качественным шкалам относят номинативную шкалу и порядковую шкалу.

Номинативная шкала. Шкала наименований – это дискретная шкала, которая является инструментом для измерения значений номинативной переменной. Номинативная переменная не имеет количественной меры, то есть количественных пределов существования в данном качестве. Она используется для обозначения номинативного показателя. Номинативный показатель — является простейшим средством передачи информации об изучаемой характеристике объекта исследования.

Порядковая шкала — это шкала для измерения значений порядковой переменной. Порядковая переменная не имеет определенной количественной меры, то есть определенных количественных пределов существования в данном качестве.

Кач-ные методы использ-ся на начальных этапах м-ния, если реальная си-ма не м.б. выражена в колич-х хар-ках, отсутствуют описания закономерностей си-м в виде аналитических зависимостей. В результате такого моделирования разрабатывается концептуальная модель си-мы.

К основным методам качественного оценивания систем относят:(метод мозговой атаки (коллективной генерации идей); метод сценариев; метод «Дельфи»; экспертных оценок; метод дерева целей)

Понятие строки — ряд знаков, написанных или напечатанных в одну линию. (Википедия)

Понятие колонки — многозначное понятие. Общее прототипическое значение — нечто вертикально протяженное. Полиграфический столбец, вертикальный блок текста или цифр. (Википедия).

Колонки являются электрическими преобразователями : они преобразуют электрический ток в звуковую волну. https://ru.tax-definition.org/77859-speakers

Человек благодаря своим ушам может улавливать волны, которые затем поступают в мозг в виде нервных импульсов. Наконец, эти импульсы интерпретируются, и процесс завершен. Способ усиления звука динамиками зависит от их технических характеристик. Громкоговорители предлагают определенные частотные характеристики, поддерживают определенный импеданс и имеют разную мощность и чувствительность. В зависимости от того, как эти характеристики объединены, динамики могут усиливать звук с большей или меньшей точностью.

Громкоговорители— это устройства, которые позволяют усиливать звук.

Акустическая колонка — группа излучателей, расположенных линейно (чаще всего вертикально). Подключаются они через общий согласующий трансформатор к акустическому усилителю или трансляционной сети.

Радиово́лны — электромагнитные волны частотами до 3 ТГц, распространяющиеся в пространстве без искусственного волновода.

Радиоволновод — канал (волновод) для распространения радиоволн.Обычно представляет собой металлическую трубу (металлический волновод прямоугольного, круглого, П-образного, H-образного и др. видов сечений) или диэлектрический стержень, внутри которых вдоль их продольных осей распространяются радиоволны в результате многократных отражений от внутренних поверхностей стенок и интерференции отраженных волн.

Волновод — искусственный или естественный направляющий канал, в котором может распространяться волна.

Прямоугольные волноводы - гибкий и жесткий - передают СВЧ излучение к рупорному облучателю антенны военного радара
Прямоугольные волноводы — гибкий и жёсткий — передают СВЧ-излучение к рупорному облучателю антенны военного радара
Изогнутый отрезок металлического волновода прямоугольного сечения с соединительными фланцами
Изогнутый отрезок металлического волновода прямоугольного сечения с соединительными фланцами

Типы волноводов. Экранированные — Экранированные волноводы имеют хорошо отражающие стенки для распространяющейся в нём волны, благодаря чему поток мощности волны сосредоточен внутри волновода. Такие волноводы выполнены в виде полых или заполненных средой со специально подобранными параметрами трубок. Поперечное сечение этих трубок имеет форму окружности, эллипса, прямоугольника, что связано с большей конструктивной простотой, для специальных целей используются волноводы и с другими формами поперечного сечения.

Волноводный узел с направленным ответвителем — элемент радиолокационной станции управления воздушным движением.

Волноводный узел с направленным ответвителем — элемент радиолокационной станции управления воздушным движением
Волноводный узел с направленным ответвителем — элемент радиолокационной станции управления воздушным движением

Направленный ответвитель — устройство для ответвления части электромагнитной энергии из основного канала передачи во вспомогательный. Направленный ответвитель (НО) представляет собой два (иногда более) отрезка линий передачи, связанных между собой определённым образом, основная линия называется первичной, вспомогательная — вторичной. Для нормальной работы НО один из концов вторичной линии (нерабочее плечо) должен быть заглушён согласованной нагрузкой, со второго (рабочего плеча) снимается ответвлённый сигнал, в зависимости от того, какую волну в первичной линии надо ответвить — падающую или отражённую, выбирается, какое плечо вторичной линии будет рабочим. Математически свойства направленных ответвителей описываются с помощью S-матриц (матриц рассеяния).

Полосковый НО
Полосковый НО
Полосковый НО
Полосковый НО

Ретранслятор — оборудование связи которое соединяет два или более радиопередатчика, удалённых друг от друга на большие расстояния.

Ретранслятор
Ретранслятор

Передатчик — ПЕРЕДАТЧИК, а, муж. Аппарат для передачи сообщений, сигналов, изображений в радиовещании, телевидении, телеграфной связи. Коротковолновый п. Толковый словарь Ожегова. С.И.

Радиопереда́тчик — электронное устройство для формирования радиочастотного сигнала, подлежащего излучению.

Передатчики связи производят электромагнитную энергию в целях передачи или получения информации и излучают ее контролируемым образом в окружающую среду (функциональные передатчики).

Частотный диапазон — Радиочастоты — частоты или полосы частот в диапазоне от 3 кГц до 3000 ГГц, которым присвоены условные наименования. Этот диапазон соответствует частоте переменного тока электрических сигналов для вырабатывания и обнаружения радиоволн. Так как большая часть диапазона лежит за границами волн, которые могут быть получены при механическом колебании, радиочастоты обычно относятся к электромагнитным колебаниям.

Анатомия человека — смотреть расположение ушей, плеч.

Закономерности — относительно устойчивые и регулярные взаимосвязи между явлениями и объектами реальности, обнаруживающиеся в процессах изменения и развития.

Общая теория сигналов

Общая теория сигналов